Согласно анализу древней ДНК, самые ранние мореплаватели в мире, отправившиеся колонизировать отдаленные острова Тихого океана почти 3000 лет назад, представляли собой матрилокальное общество с сообществами, организованными вокруг женской линии.
Исследование, основанное на генетическом секвенировании 164 древних людей от 2800 до 300 лет назад, показало, что у некоторых из первых жителей островов в Океании были демографические структуры, в которых женщины почти всегда оставались в своих общинах после замужества, в то время как мужчины покидали общину своей матери. жить с женой. Эта модель разительно отличается от патрилокальных обществ, которые казались нормой для древних народов Европы и Африки.
«Заселение Тихого океана — давняя и важная загадка, поскольку это последняя великая экспансия людей в незанятые районы», — сказал Дэвид Райх, профессор генетики Гарвардской медицинской школы, руководивший работой.
«Сегодня традиционные сообщества в Тихом океане имеют как патрилокальные, так и матрилокальные структуры населения, и были дебаты о том, что было обычной практикой в наследственном населении», — сказал он. «Эти результаты показывают, что у первых мореплавателей матрилокальность была правилом».
К 50 000 лет назад популяции древних людей прибыли и распространились по Австралии, Новой Гвинее и Соломоновым островам. Но только 3500 лет назад люди, которые, вероятно, жили на территории современного Тайваня, изобрели каноэ для дальних путешествий и отправились в открытый океан, прибыв в отдаленную Океанию. Это расширение включало регион под названием Микронезия — около 2000 небольших островов к северу от экватора, включая Гуам, Маршалловы острова, Каролинские острова, Палау и Северные Марианские острова.
|
|
Последние результаты, опубликованные в журнале Science, включали полногеномный анализ 164 древних особей с пяти островов, возраст которых от 2800 до 300 лет назад, и 112 современных особей. Когда отдельные популяции остаются изолированными с течением времени — например, на островах — их геномы расходятся. Этот эффект наблюдался у древних микронезийцев, но генетический дрейф был значительно больше в митохондриальной ДНК, части генома, которая передается только по женской линии. Это убедительно свидетельствует о том, что женщины не перемещались между сообществами так часто, как мужчины.
«Самки, безусловно, переселялись на новые острова, но когда они это делали, они были частью совместных перемещений как самок, так и самцов», — сказал Райх. «Эта модель ухода из сообщества, должно быть, была почти уникальной для мужчин».
В ходе работы также были обнаружены новые свидетельства миграций — опять же почти исключительно мужчин — с материковой части Новой Гвинеи, что привело к папуасскому происхождению тех, кто сегодня живет на некоторых островах Микронезии.
Доктор Марк Дайбл, антрополог из Университетского колледжа Лондона, не участвовавший в исследовании, сказал, что матрилокальные общества были «необычными, но ни в коем случае не уникальными», с доказательствами матрилокальности в доиндустриальных обществах бассейна Амазонки, центрального Китая и южная Индия.
Матрилокальность не обязательно следует приравнивать к матриархату, подчеркнул Дайбл. «Матрилокальность вызывает образ мирных отношений между островами, когда мужчины покидают свой остров, чтобы жениться, а женщины остаются на месте», — сказал он. «Однако… одна и та же генетическая структура на островах могла, по-видимому, быть результатом того, что мужчины силой захватили соседние общины. Возможно, это все еще считается матрилокальным проживанием, поскольку мужчины расходятся, а женщины остаются на своем родном острове. Но на местах это совсем другой сценарий».
|
|